Поиск по этому блогу

понедельник, 4 декабря 2017 г.

Дыхательная гимнастика и йоготерапия 


Предлагаем вам статью, написанную психологом, Еленой Головачевой, которая проводит спортивные занятия с нашими "Зачарованными" детьми, а также рассказывает о том, как они проходят. 



" Дыхательная гимнастика и йоготерапия — как перспективные методы психотренинга для детей с аутизмом. Психосоматический эффект йоги для аутистов. 

 «Йога мне нравится, потому что она меня успокаивает» - говорит Юля, взрослая  воспитанница Елены. 

 Думаю, в наше время мало кому йога, как психотехника, оздоравливающая тело и ум, и как восточная философия, отрицающая любое насилие, не приносит пользу. Но особенно восхищает то, как чудесно может изменять йога детей с аутизмом и помогать их семьям. Многие зарубежные практики йоги уже свидетельствуют о том, что для аутичных детей йога, как ежедневная практика, может оказаться хорошим способом унять тревогу и сосредоточиться, научиться контролировать свои эмоции. 


Юля осваивает асану Лягушки и Ворона

Когда мы стали заниматься с Юлей дыхательной гимнастикой – она еще была маленькой, но всего боящейся девочкой. Позже, когда она научилась осознанно дышать, узнала, как визуализировать чакры, освоила основные позы и мудры, мы поняли, что йога может быть тем методом, который поможет ей, как она утверждает, успокоиться и постепенно преодолеть свои страхи. Сейчас Юля с помощью психофизических тренировок и дыхательных упражнений пытается овладеть своим речевым аппаратом, улучшить эмоциональный самоконтроль и навыки ориентации в пространстве. Как психолог, я могу отметить положительный эффект психофизической йоговской тренировки, которая может включать в себя массаж, музыку, танцы, и даже стихи и рассказы. 

Спокойное, умиротворенное дыхание помогает ребенку сосредоточиться, сориентироваться «внутри» своего тела, пространства помещения. Как известно, йога - сочетание движения, музыки, дыхания и беседы - далека от чисто физической практики. Она активизирует зоны мозга, отвечающие за эмоции. Психофизические упражнения, дошедшие до нас из глубины веков, способны и сегодня развивать осознание детьми собственных эмоций и эмоций других людей. Также они способствуют развитию навыков удержания внимания в группе. Пример родителей здесь может быть решающим фактором в активации желания заниматься йогой у ребенка: если состояние родителя умиротворенное и блаженное от таких тренировок – то оно обязательно, передавшись ребенку, положительно повлияет и на его развитие. Психосоматический эффект йоги характерен и тем, что йога развивает двигательные навыки.

Дети с аутизмом, отстающие в моторном развитии, могут исправить свое состояние правильными психофизическими упражнениями благодаря тонизированию мышц, развитию равновесия и устойчивости, формированию чувства собственного тела и координации движений. Развивая двигательные навыки, дети совершенствуют свою походку и устойчивость, лучше осознают границы своего тела как по отношению к пространству, так и по отношению к находящимся рядом другим людям. Это приводит к тому, что у детей повышается уверенность в себе и социальные способности. Плохая координация часто приводит к низкой самооценке, на детей с аутизмом могут обращать внимание, дразнить за то, что они не в состоянии двигаться как другие, неуклюжи в спорте и подвижных играх. Осваивая с помощью йоги техники самоконтроля и самоуспокоения, такие дети наращивают уверенность во взаимодействии с другими детьми, при этом опять-таки, совершенствуя свои социальные навыки.

 Дети с аутизмом часто страдают гиперсенситивностью к таким раздражителям, как яркий свет, незнакомые текстуры, громкие звуки, интенсивные вкусы и запахи. Естественная обстановка занятий йогой - тихая музыка, гладкие маты, обращение к «внутреннему» голосу или к визуализируемой картинке — создает умиротворяющую среду, в значительной степени защищающую от незнакомых или агрессивных стимулов, где само успокоение превращается в удовольствие, а выполнение упражнений в кругу близких или друзей – в обретение состояния «дома». Занятия с любимыми родителями ведет к налаживанию контакта в связи «ребенок – родитель», что способствует взаимопониманию и дальнейшему успешному партнерскому взаимодействию в семье. Все это увеличивает счастье и положительные эмоции ребенка, на базе чего возможно развитие творческих способностей. 

Физические позы йоги способствуют выходу психической энергии из тела в контролируемом и осознанном режиме, что также ведет к успокоению. Чем слабее стимулы, тем реже поведение выходит из-под контроля, тем меньше приступов и повторяющихся движений. Йога предоставляет и детям, и родителям адаптивные техники. Если в группе обучить ребенка дыхательным приемам самоуспокоения, а обучение поддерживать визуально, то ребенок сможет прибегать к ним всегда при чувстве тревоги, он сможет «переступить» свой страх и пойти «дальше» в своем восприятии происходящего, не блокируя стрессовую энергию в виде страха. Упражнения для сосредоточения и концентрации помогают ребенку научиться управлять не только своим телом, но и своим обучающим процессом, что говорит о развитии познавательной сферы, и о самостоятельности, которая формируется благодаря тому, что ребенок начинает сам себя «создавать» и формировать как личность. Он начинает активно участвовать в процессе созидания своего «Я», быть заинтересованным в нем. 

Йога помогла Юле научиться планировать свои движения, координироватьи интегрировать движение обеих половин своего тела, дольше концентрировать внимание и улучшить процессы сенсорного восприятия, а также Юля научилась успокаиваться самостоятельно. Умение выполнять определенные позы повысило ее самооценку. Она надеется, что и другим особенным детям навыки йоги помогут так же, как и ей."

Елена Головачева



На последнем спортивном занятии в Херсонском дворце молодёжи, после обязательной разминки, растяжек, силовых упражнений и пробежек. Психолог Лена, по нашей просьбе, провела занятие йогой. Мы учились дышать, успокаивать сознание, расслабляться и даже сделали несколько асан. Ребята принесли заранее нарисованные цветы - они должны было представлять их во время дыхательных упражнений. Это было интересно и непривычно для детей. Работа с телом - важный шаг в сенсорной интеграции наших детей.Большое спасибо Елена за занятие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий