Поиск по этому блогу

вторник, 10 апреля 2018 г.

Семинар "Возрастное развитие мозга, агрессия и аутоагрессия"

Семинар "Возрастное развитие мозга, агрессия и аутоагрессия" был посвящен мозгу, поэтапному развитию зон мозга. Алиса, специалист в области нейропсихологии, живописно, ярко и захватывающе описывала процессы, происходящие постепенно в мозге человека от рождения до 21 года – приблизительно того возраста, формирование самостоятельной личности в котором считается завершенным.



Алиса, наблюдавшая в своей практике развитие зон мозга у разных пациентов, сверяя свои наблюдения с показателями совершенных приборов, изучала процессы активности, разрушения и созидания нейронной сети различных участков мозга, отвечающих за понимание, речь, зрение, движение.
Она, словно храбрый и бесстрашный воин, несколько раз возвращала свою дочь из комы. Кому, как не ей, известны пути самых страшных страхов и темных уголков сомнения ученого, а также практика и матери, которые останавливают многих, проигравших в борьбе со смертью.Алиса может рассказать, каждое ее слово живо и подтверждено истиной в сидящей перед нами и улыбающейся Наталье, ее дочери.


В три года человек себя отделяет от матери, называет себя «Я», в 12 лет он – подросток, активно познающий эмоциональную сферу. Он должен попробовать разные эмоции. Наплыв чувств героев фильмов и книг его захватывает, он воспринимает боль мира как свою, любое несовершенство в нем болезненно отражается на уровне тела, это терпеть невозможно, мировоззрение родителей и окружения может не вмещать его энергии. Если в этот период не предоставить ребенку четкие варианты мировозрений, философий, концепций мироустройства, не дать достаточно любви, понимания, терпения, он превратится во врага или отщепенца.

Но как же, умный родитель, знающий об особенностях подросткового возраста, будет созерцать и радоваться – ведь его чадо становится самостоятельным, а значит, скоро в лице Вани или Ольги он увидит нового друга, со свежим взглядом на мир, дерзкого, умного, сильного, живого, особенного, не такого как он сам, родитель, нечто новое, третье… Радость в преддверии рождения личности, индивидуальности, бриллианта – трепет родителя, воспитателя, ожидание и … океан терпеливой любви. Таланты ребенка, во всех направлениях с опаской ступающего неуверенными шагами, новая, формирующаяся личность так хрупка…
Не дай Бог разбить нейронные сети, берегите хрупкий кристалл растущего юного ума, храните бережно душу от стресса, учите мудростью, будьте знающим, умелым, интенсивным, разносторонне развивающимся динамичным родителем. Не имейте времени на лишнее, оставьте дрязги, осуждения, критику, контролируйте эмоции, прилагайте ежедневные усилия, дабы ваш интеллект смог стать изящным инструментом, завораживающим проводником в мир знаний для вашего ребенка.
Восхищайте его, светите ярко, вспыхивайте, привлекая внимание, зажигайте сознание любви повсюду вокруг. Пусть ваш ребенок будет «доведён до экстаза», как выразилась моя мама, тоже присутствовавшая на семинаре. Пусть он радуется, пусть его энергия станет созидать его самого, пусть он так же, как и вы, танцует, смеётся и поет, ощущая радость созидания самого себя. Это тонкий процесс, иногда невидимый, продолжительный, длящийся месяцы и годы.
На семинаре мы затронули психологию формирования индивидуальности, личность собирается из кирпичиков мотивов, направленности, интересов, потенциала. Каждый родитель, правильно выстроивший свой индивидуальный путь развития, без труда определит направленность личности своего ребенка. Его интересы, подмеченные родителем, - это фон для проблесков таланта.
Не упустите правильную заинтересованность, приобщитесь к ней, помогите насытить информационно этот интерес, станьте помощником на пути к новой личности, новому проявлению "Я" в социуме, воспитайте тонкий вкус искусства и музыки, не прекращайте учиться у мастеров. Почувствуйте себя таким же, познающим мир заново, как и ваш ребенок, синхронизируйтесь с ним. Помогите ему проявить себя с лучшей стороны так, чтобы это стало заметно другим. Дайте начало реализации высоких духовных мотивов личности, направленной в мир. Постройте туннель общения, начинающийся с «вслушивания в ребенка», в его потребности и интересы.
Постройте гармоничный диалог, основанный на сотрудничестве и на помощи людям. Это вдохновляет, поверьте. Изучайте примеры великих людей, работы выдающихся учёных, художников, композиторов. Пусть ваше совместное информационное пространство насыщается долговечными образами прекрасного и гармоничного. Исключите дисгармонию, если получится, хотя бы сейчас, пока нейронные связи слишком неокрепшие, когда развитие синапсов и их укрепление так неравномерно, особенно в случае с детьми, уже имеющими аутичные черты.
Мотивы и направленность личности формируются с 3 до 12-13 лет, время, когда ребенок начинает противопоставлять себя окружающим, когда он интегрируется в различные социальные группы, когда мнение окружающих становится для него значимым. Подростку становится важным мнение компании сверстников, появляются занятия вне стен школы.
Личность, как структура устойчивых, социально значимых черт, от лат. «персона», «маска», к 18 -21 годам обретает черты зрелой, человек обретает способность абстрактно мыслить, контролировать себя и принимать решения. 









Итак, к критериям сформировавшейся личности относят:
1) Направленность - четко сформированная иерархия мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляются потребности человека;
2) Способность к сознательному руководству собственным поведением, сознательное отношение к действительности;
3) Активность – человек стремится выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.
Зрелая личность имеет потребность продолжать свое существование в жизнедеятельности других людей, обнаруживает способность реализовываться в социально значимой деятельности.
При правильном, гармоничном развитии личности взаимодействие в связи «ребенок – родитель» становится похожим на сотрудничество, кооперацию, творческий союз. В противном случае, в случае ошибок в воспитании, в условиях неблагоприятной семейной ситуации или в случае остановки в развитии личности одного или двух родителей формируются механизмы психологической защиты (рис 4). Конфликт мотивов, влекущий за собой неразрешенные стрессовые ситуации, впитывание агрессии из пространства, может порождать такой вид психологической защиты, как аутоагрессия. 
Аутоагрессия – это желание причинять себе боль, корить себя и винить по типу повторяющихся стереотипных движений и мыслей. Воспринятая агрессия из окружающей среды, в семье, с экрана или/и вследствие психофизических детских травм прошлого, сублимируется в зацикливание на проявлении дисгармоничных действий по отношению к себе. 
Такая личность лишается возможности развиваться, ее блокируют страхи, она становится неспособной к социализации. Ее таланты не могут проявиться, воля подавлена. если у нее были интересы, то они пропадают, а новые не проявляются. Такая личность испытывает дисгармоничные чувства подавленности и горя чувствует глубокое одиночество. 
Утрата диалога с самыми близкими людьми, непонимание ими ее интересов и нежелание принимать ее как отдельное самостоятельное Я, обладающее своей личной волей, желаниями, направленностью ещё больше усугубляет состояние такой несформировавшейся личности ребенка и, как следствие, могут проявиться аутичные черты даже у «нормально» развивающихся с рождения детей. 
Аутизм вследствие аутоагрессии замыкает ребенка внутри собственного мира. Мы рассматривали и такие примеры в рамках семинара, а также обговаривали методы преодоления аутоагрессии. Как я уже говорила, значение взаимодействия ребенка и родителя переоценить сложно. Правильность поведения родителей, желание познать себя и ребенка, наладить с ним диалог помогут интуитивно или с помощью специалиста подобрать методы психологической коррекции аутоагрессии. 
Только на фоне родительского терпения, правильных когнитивных установок для самого себя, верно выстроенных линий поведения с ребенком и с другими членами семьи, возможна положительная динамика и устранение причин проявления аутоагрессивного поведения и восстановления развития гармоничной личности. 
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что поэтапное формирование личности - очень тонкий и хрупкий процесс, протекающий параллельно с психофизическим поэтапным развитием мозговых зон, требует пристального, чуткого, разумного, но ненавязчивого внимания родителей и педагогов. 
Среда, в которой развивается и растет личность, должна формироваться сознательно. Личности, принимающие в воспитании ребенка, должны руководствоваться высокими мотивами, быть склонными к саморазвитию, сами быть сформированными индивидуальностями. Успехов им!
Ну а наш семинар завершился общением с дружелюбным псом Ромой, любезно предоставившим себя сообществу людей как вполне сформировавшуюся, социализированную «собачью личность», внушающую позитивный настрой и гармонизирующую пространство волнами радужной эмпатии.



Огромная благодарность Алисе за проведение встреч с родителями и специалистами, за то, что она поделилась такой актуальной научной информацией.

Всем пришедшим родителям также большая благодарность за то, что они принимали участие в обсуждении важных вопросов в воспитании детей.
Выражаем огромную благодарность библиотеке им.Днепровой Чайки – за организацию этих бесценных для детей и родителей семинаров очень высокого уровня. Большое спасибо!




Статью написала психолог Елена Головачева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий